Про воспетую Киплингом филосовско-романтическу составляющую, пожалуй не будем. Тут скорее о практике.
Некоторое время назад, почитывая собранные у Биглера истории о войнах, в которых мы совершенно, ну то есть решительно никак, не принимали участия, наткнулся за любопытную мысль, процитировать дословно не смогу, но близко к тексту звучало так (речь о советниках, на линии фронта между противоборствующими сторонами аборигенов):
“Белый человек может делать всё что угодно – пьянствовать по чёрному, не просыхая, сношать всё, что движется или просто спать в своём блиндаже. Единственное, чего он не может – сделать шаг назад от линии окопов. Даже для того, чтобы просто поссать. Потому, что если он сделает этот шаг – аборигены побегут и их не остановить. Пока Белый Человек на месте – они будут воевать невзирая на потери.”
А на размышления меня натолкнули мысли одной хорошей знакомой – зав производством, у которой во время “высокого сезона”, когда предприятие работает круглосуточно и без выходных она, выходя на работу по субботам, чувствует себя вот ровно этим самым Белым Человеком. Одно её присутствие, пока она просто сидит в своём кабинете и планирует – залог спокойствия для мастеров и бригадиров, как следствие +10-15% к производительности.
Да, знаю, что люди ленивы и, что в нашей стране “без 3,14здюлей – как без пряников”, знаю. И всё-таки, на мой взгляд, дело не только в том, что даже теоретическое знание что-де "начальство на месте" – подстёгивает и мобилизует. Тут скорее мысль: “Можно не дёргаться, начальство на месте, если что – пущщай решает” – и спокойно себе работаешь – есть на кого спихнуть ответственность, случись что.
Также в общем-то не секрет, что к этакому “успокоительному” прилагается и “тонизирующее” в виде мысли о праве Белого Человека на расстрел на месте провинившегося аборигена.
Собственно, что мне непонятно: какие ещё слагаемые в этой системе уравнений? Какие ещё психологические рычаги работают на этот феномен?