ЛюсьенККК написал(а):прикольно, что есть психотерапевты без личной терапии
Я думаю, что еще через пару лет ситуация существенно поменяется. И даже не совсем потому, что такие терапевты могут быть деструктивными для клиентов. Деструктивна такая попытка окажется в первую очередь для самого терапевта. Тут тоже все достаточно просто. Либо человек, поработав пару лет действительно столкнется с собственной невозможностью работать без прохождения личной терапии - начнет сам испытывать серьезные эмоциональные проблемы. Либо, он просто напросто будет неэффективен - соответственно, клиенты проголосуют рублем. Что в условиях нормальной рыночной конкуренции само собой все расставит по верным местам.
Изюмля написал(а):то есть получается что мифы про какието чудо-техники которые могут переориентировать пациента полностью всего лишь мифы?
а как же страшные истории про подчинение себе, про то что пациенты могут стать зависимыми и прочие ужасы? или эт все от самих пациентов с не самой здоровой психикой?
Зависимость - это не совсем миф, и такое вполне себе случается. Но тут мы парадоксальным образом опять упираемся в миф про всемогущество. Когда что то происходит не так, человек обратившийся за помощью обязательно будет испытывать дискомфорт от сложившихся отношений - и никто не может повлиять на то, что он будет искать способы от этого дискомфорта избавиться. Искать информацию, пытаться разбираться самостоятельно, обращаться за альтернативным мнением. Допустим, терапевт становится единственным светом в окошке. Но законы баланса и сохранения энергии никто не отменял. Следовательно, у клиента возникнет перекос в других отношениях. И он начнет искать выход. Ну и еще один момент. Зависимость работает в обе стороны. Поэтому, даже если клиенту все будет шоколадно - проблемы начнутся у терапевта, и он тоже будет искать способы от этой зависимости избавиться.
Лигея написал(а):а насколько вы позволяете себе эмоционально вовлекаться в дела ваших клиентов? Бывает так, что вы сильно к ним привязываетесь, становитесь друзьями, очень расстраиваетесь из-за их проблем, или наоборот получаете удовольствие от общения?
Эмоциональное вовлечение и эмпатия - вещи немного разные. Границы тоже определяются просто. Они определяются пониманием - что другой человек это совершенно отдельная и самостоятельная личность. Ключевое слово здесь самостоятельный. Даже если у него крайне мало ресурсов, он не крохотный и беспомощный ребенок. И способен справляться с собственной жизнью за пределами кабинета. Поэтому, если меня вдруг потянет принимать какое то большее участие в его жизни - то это говорит только у моих проблемах с чувством собственной значимости. Пока я с таким не сталкивалась. В сухом остатке остается не привязанность, а память об этом человеке и нормальная симпатия. Мне очень приятно получать позитивную обратную связь, меня это искренне радует и приятно греет мое собственное самолюбие . Но и при ее отсутствии - я абсолютно спокойно понимаю, что жизнь течет по своим законам.
Что касается негативных эмоций.. Их тоже очень много. Я могу испытывать и очень сильный гнев, и страх, и злость, и апатию, и раздражение. Но это и есть способ понять, что делает клиент либо с собой, либо с другими. Самая типичная ситуация - переживать в отношении человека, сидящего напротив, раздражение и агрессию. А тут тоже все как в жизни. Желание напасть - вызывает жертва. Поэтому, как только эти чувства я за собой отслеживаю, то работа направляется на выведение клиента из позиции жертвы. Например, входя с ним в конфронтацию. Или обращаясь к той его части, где он его действия вызывают уважение.
Или тоже достаточно часто встречающийся случай. Действия клиента вызывают сильнейший гнев. Например, мама бьющая своего маленького ребенка. Я очень люблю детей, и нежно к ним отношусь. Поэтому приходится напоминать себе, что моя задача как раз и состоит в том, чтобы помочь этой самой маме стать нормальной любящей мамой. Гнев и жалость к ее ребенку по прежнему испытывается и проживается, но фокус смещается все таки не на мои чувства от ситуации. А на чувства этой самой мамы.